Приложение 5: Христадельфиане - насколько они уникальны?

Истинное Евангелие без сомнений содержит в себе несколько истинных учений, красиво сочетающихся между собой в единое целое. Нарушение одного из них, означает нарушение всех остальных, нарушение всего целого. Например, если Иисус есть Сам Бог, тогда Мария - мать Божия, а Он должен существовать вечно... Если Иисус - Сын Божий и Сын Человеческий, тогда Мария должна быть обыкновенной женщиной, обладающей нашим естеством, а Его рождение означает то, что Он Сам никогда не существовал до Своего рождения. И все-таки, можно прийти к заключению, что Христадельфиане в чем-то все же исключительно уникальны, ибо пришли к заключениям и выводам, к которым больше никто не приходил. А это не так. На мой взгляд, гений Джона Томаса состоял не в том, что он взял и разработал ряд истинных учений из ничего, пользуясь всего лишь одной Библией и симфонией к ней... а в том, что он обладал способностью выделять из многих верований то, что было истинно, отбрасывая все остальное. И это действительно так, ибо если вы задумаетесь о своих познаниях о чем-нибудь конкретно, особенно в Евангелии, то только совсем малая часть окажется познанной благодаря вашим собственным усилиям. Полученная от других информация фильтруется, изучается, после чего принимается решение - истинна она, или нет. И так поступает всё человечество. На самом деле в жизни очень мало настоящих, истинных открытий, исключительных мыслей и достижений, ибо очень мало существует по-настоящему “нового под солнцем”.

Мне хочется вкратце коснуться того, как каждый аспект “истинного Евангелия” доходит до людей, даже, несмотря на то, что они не имеют своего мнения о каждом из них.

Единство Бога

О неприятии Троицы можно говорить и говорить. Джон Робинсон, бывший одно время епископом Англиканской церкви в Вулидже, написал широко распространенною книгу под названием “Человеческое лицо Бога” (The Human Face of God (Philadelphia: Westminster Press, 1973), в которой он основательно и подробно разрушает понятие Троицы, существование Господа Иисуса до Его рождения, а также очищение, рассматривая последнее все же более с точки зрения замещения, нежели ходатайства и представительства. А ведь эта книга была написана широко известным и признанным церковным лидером. Так же и сэр Антони Баззард (Anthony Buzzard) в своих многочисленных и также широко признанных работах, часто упоминает о многих главах церквей, которые отвергли понятия Троицы и существования Иисуса до Своего рождения.

Условное бессмертие

Так же очень сильно возросло число Христианских писателей, отвергающих мысль о бессмертии души и ада, как места мучений и огня, которые, как и мы, полагают, что ад - это просто могила. Одним из яснейших изложений по этому вопросу можно найти у Оскара Калмана, в его труде “Бессмертие души или воскресение из мертвых?” (Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? (London: Epworth Press, 1958). Иохим Джеримия объясняет, как, буквально существовавшая долина Геенна, вдруг, ни с того ни с сего, стала образом “ада”, местом, в котором всегда горит огонь: “[Геенна]... с древних времен долин на юго-западе от Иерусалима называлась “гиас”... названная так пророками, прорекавшими на эту долину горе (Иер 7,32 = Иер 19,6 ср с Ис 31,9; 66,24), ибо там приносили жертвы молоху (4Цар 16,3; 21,6), во втором столетии до Н.Э. о долине Еннома сложилось мнение, что оно должно стать местом страшного огня (Апокр. Енох 26; 90.26)... что было далеко не одним и тем же, что и шеол” (Joachim Jeremias (New Testament Theology, London: SCM, 1972 p. 129) .

Царство Божие

Крещение с полным погружением широко распространено. Мысль о том, что через крещение люди становятся причастниками обетований данных Аврааму, также принадлежит не только нам одним. Многие Адвентисты, а также конфессии вышедшие от них, имеют об этом четкое представление.

То, что Царство Божие будет на земле после воскресения и суда так же широко распространено среди многих Христианских церквей. Хорошо известный богослов Иохим Джеримия пришел точно к такому же заключению, что и многие Христадельфиане, а именно, что Царство Божие уже в некотором смысле существует “среди” нас сегодня: “Значение “обитания”, конечно же, должно быть исключено. Ни в Иудаизме, ни в Новом Завете нельзя найти мысль о царствовании Бога, как об обитании Его в людях, или, скажем, в человеческих сердцах. Такое уж слишком “духовное” понимание было совершенно не свойственно ни Иисусу, ни раннему Христианскому преданию” (Joachim Jeremias, New Testament Theology (London: SCM, 1972) p. 101).

Диавол и бесы

Принятое среди нас учение по этому вопросу может показаться уникальным и свойственным исключительно нам, однако на самом деле существует очень много людей, разделяющих наше верование, чье мнение по этому вопросу широко известно, а потому мне хочется более подробно остановиться на этом.

Стефан Митчелл, в своей широко известной и всеми почитаемой книге, изданной не где-нибудь, а в самом Harper Collins, замечает, что во всей книге Иова “нет ни малейшей попытки, перевалить всю вину на диавола, или же на естественный грех”(1). И это было сказано Митчеллом, как комментарий к Иов 9,24, где говорится о сделанном Иовом выводе о происхождении всех бед: “Если не Он (Бог), то кто же?” И, естественно, в конце книги Иова написано, что Бог подтвердил, что все, сказанное Иовом о Нем, было правдой. Митчелл замечает, что Иов заканчивает “подробным описанием двух (собирательных образов) тварей... которые, на самом деле, являлись апокалипсическими образами древнего ближнего востока, воплощением зла, с которым борется и побеждает бог небес... а последняя часть, в которой слышится Глас из Бури, является критикой традиционной дуалистической теологии. “Что значат все эти глупые разговоры о добре и зле, - говорит Голос, - о войне между победителем богом и какими-то вселенскими оппонентами? Разве вы не понимаете, что здесь больше нет никого?” Страшно пугающий человека образ зла... представляется Божией игрушкой”. Таким образом Митчелл приходит к точно такому же выводу, к какому пришли и мы, что во всем, всегда и везде, в конечном итоге, мы приходим к Богу, а также, что Он не ведет никакой борьбы на небе с таким сверхсуществом, как “диавол”.

Элэйн Паджелс, профессор богословия Принстонского университета, возможно, лучше всех остальных писателей и мыслителей, высказала наше понимание и отношение к диаволу. Если вас интересует эта тема, то рекомендую прочитать ее бестселлер, “Происхождение сатаны” (издательство “Пенгуин”), а также заглянуть в интернет, где подробно рассматривается этот вопрос:

Паджелс и Митчелл рассматривают понятие о бесах в том же ключе, приходя к тем же выводам, что и мы, однако здесь есть смысл опять процитировать написанное Иохимом Джеримия: “Любого рода болезни приписывались бесам, особенно разного рода заболевания связанные с мозгом... нам лучше станет понятен страх перед бесами, если мы вспомним, что в то время не существовало психиатрических больниц, в которых сегодня содержатся больные люди вдали от человеческих глаз, а потому всё происходило открыто, на глазах у многих людей... А потому нет ничего удивительного в том, что и Евангелия описывают психически больных, как бесноватых. Они говорили и думали так, как то было принято в их собственное время(2)”.

Выводы

Обратите внимание на названия издательств упомянутых книг. Все это хорошо известные и крупные издательства, печатающий и продающие солидные книги, читаемые литературными критиками, да и сами авторы не являются никому неизвестными экстремистами. Все они хорошо известны в Христианском и теологическом мире.

Главное, необходимо получить некоторый заряд энергии для проповедования истины. Конечно, очень легко полагать, что людям не интересно наше понимание и истолкование истины, потому что они думают, что оно слишком заумно и экстравагантно, чтобы быть истинными. На самом деле это не так. Существует множество людей, которым было бы интересно послушать все, что мы говорим, которым было бы по сердцу, сказанное нами, ибо многие издательства не печатают книг, содержащих “бредовые”, и никому не интересные идеи. Большинство журналов также не печатают статей, излагающих крайние и не свойственные большинству взгляды. А потому людям было бы интересно послушать нас. Главное в том, как им рассказать. Никто не станет уделять время и свое внимание, если мы будем излагать свои мысли, как сухое положение о вере нашей конфессии. Этот мир уже устал от проповедей навязчиво ищущих своих приверженцев сект. Дайте людям увидеть в вас точно таких же простых людей, которые хотят поделиться с ними важными и меняющими жизнь истинами не только в теории, но и на практике, в жизни... и люди потянутся к вам. И лучшим доказательством этого являются многочисленные крещения, проведенные Христадельфианами за последнее время.

Так в чем же проявляется уникальность веры Христадельфиан? Ни мы, ни наши духовные наставники 19-го столетия не строили свои учения на пустом мете. Вовсе нет! Просто наша уникальность состоит в том, что мы бесстрашно позаимствовали здравомыслящие выводы, сделанные другими, соединив их все вместе, составив тем самым, как я верю, стройное и прочное учение, которое исповедовалось также и Христианами первого столетия. А это должно наставлять нас на некоторое смирение, ибо не только мы “обладаем истиной” о том, Кем является Бог, что такое смерть, диавол и т.п. Все эти истины были получены нами не из упорного и внимательного изучения. Все это дано было нам увидеть в Евангелиях, дано было увидеть и сложить вместе по милостивой благодати. Я пришел к выводу, что проповедование заключается в том, чтобы обобщить вместе все вопросы на, как правило, уже имеющиеся ответы, возможно, добавив немного, чтобы у человека появилось общее и правильное представление по интересующему его предмету. И тогда от многих можно будет услышать: “Да я, действительно, всегда думал, что в моих грехах диавол не виноват... Я всегда сомневался, что Иисус как-то существовал еще до Своего рождения”.

Мы в нашем 21-м веке, по крайней мере, в Европе, Америке, Австралии и на большей части Африки не проповедуем людям Христианство просто так, так сказать, “с чистого листа”. У людей уже сложились свои представления, свои сомнения, свой настрой мыслей. Если мы в своем проповедовании будем сильно напирать на то, что люди ничего не знают, а мы знаем всё (а это, как кажется, широко распространенный способ свидетельствования среди нас), многие просто не станут слушать и отвернуться от нас. Любой человек ценит себя и полагает, что он хоть что-то, но точно знает в духовных вещах. Люди хотят, чтобы в них видели искреннее желание иметь более глубокие познания, а также требуют уважительного отношения к себе. Если правильно подойти к проповедованию, понимание Евангелия Христадельфиан может принести большие результаты, даже в западном обществе. Жатва давно созрела, однако хороший урожай возможно собрать лишь в случае правильного и с молитвой проделанной работы.

Примечания

(1) Stephen Mitchell, The Book Of Job (New York: Harper Collins, 1992).

(2) Joachim Jeremias, New Testament Theology (London: SCM, 1972) p. 93.


previous chapter previous page table of contents